26 июня – Международный день борьбы с наркоманией

26/06

26 июня – Международный день борьбы с наркоманией

Международная угроза и российский опыт

26 июня во многих странах мира отмечается Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. История борьбы с распространением наркотиков и попыток контролировать их оборот насчитывает уже более 100 лет. В феврале 1909 года Шанхайская опиумная комиссия, участие в работе которой приняли 13 стран, в том числе Россия, пыталась найти пути ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран.

7 декабря 1987 года на 42-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая постановила ежегодно отмечать 26 июня как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Поводом для такого решения послужил доклад Генерального секретаря ООН 26 июня 1987 года на Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Участники конференции приняли Всеобъемлющий многодисциплинарный план будущей деятельности по данному направлению.

Стремительное распространение наркотиков рассматривается как многоуровневое бедствие, влекущее разнообразные вредные последствия – от демографической катастрофы до криминализации экономики, социальной и политической среды.

В настоящее время назрела необходимость выработки совместной программы мирового сообщества, направленной на создание реального заслона на пути международных наркопотоков. Запущен ряд проектов, деятельность которых направлена на профилактику, предупреждение, пресечение и борьбу с наркоманией.

На состоявшейся с 5 по 7 июня 2013 года в Москве XXX Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая перед ее участниками, подчеркнул, что «наркобизнес стал глобальным вызовом всему мировому сообществу, а для отдельных государств превратился в общенациональное бедствие». Поэтому принципиально важным достичь целей, поставленных в Политической декларации и Плане действий по борьбе с мировой проблемой наркотиков, принятых на 64-й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций, а именно – добиться сокращения к 2019 году производства в мире наиболее опасных наркотиков, включая героин и кокаин».

Президент отметил, что наркобизнес является питательной средой для организованной преступности, контрабанды, нелегальной миграции и, что самое печальное и опасное, является питательной средой для терроризма. Особое внимание необходимо уделить ситуации в Афганистане. По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, там действуют тысячи нарколабораторий. Только в 2012 году площадь наркопосевов выросла на 18 процентов и со 131 тысячи гектаров дошла до 154 тысяч гектаров.

Среди приоритетных общих задач – разработка и проведение совместных антинаркотических операций. Россия обладает достаточным опытом в этой сфере.

Серьёзный эффект приносят и антинаркотические мероприятия и усилия в рамках организации ОДКБ. Хорошим примером такого сотрудничества стало проведение в декабре прошлого года под эгидой этой организации операции, в ходе которой выявлено свыше полутора тысяч преступлений, изъято около 500 килограммов наркотических веществ и более 750 килограммов прекурсоров.

Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России, председатель IDEC XXX Виктор Иванов отметил, что «наркопроизводство приобрело принципиально планетарный характер и из частного вида преступности стало универсальным генератором экстремизма, нестабильности и политической турбулентности в мире».

Феноменом глобальной наркоситуации в мире являются трансконтинентальные магистральные перемещения огромных масс героина и кокаина, своим происхождением и существованием обязанные двум планетарным центрам масштабного наркопроизводства – героина – в Афганистане и кокаина – в Южной Америке.

Следует особо отметить, что неотъемлемым следствием, а по сути, атрибутом, магистрального перемещения героина и кокаина является стремительное разрастание экстремистской и террористической активности в государствах наркотранзита.

Абсолютно та же логика причинно-следственных связей реализуется сегодня и в Центральной Азии на путях транзита афганского героина.

Таким образом, экстремизм, терроризм и, в целом, рост насилия – явления производные, по сути, вторичные по отношению к двум центрам планетарного наркопроизводства.

Однако ответ здесь один – афганский героин и южноамериканский кокаин.

При этом группировки, втянутые в производство и транзит, не имеют ни национальности, ни религии, ни государственной идентификации. Их идентификационный код один – наркотики, деньги, оружие, убийства, запугивание, террор.

Таким образом, совершенно очевидно, что от деятельности наркополицейских мира по уничтожению инфраструктуры производства, транзита и дистрибуции наркотиков – то есть первопричины экстремизма и терроризма – напрямую зависит стабильность и эффективность наших государств и всего человечества.

Здесь ключевую роль играет консолидация усилий антинаркотических служб.

В связи этим Виктор Петрович сформулировал новую миссию наркополицейских, которая выражается в пяти измерениях:

Первое – антикриминальное измерение. Целенаправленная борьба с самым изощрённым видом преступности – транснациональной организованной наркопреступностью.

Второе измерение – международно-правовое.

Это, прежде всего, оценка масштаба феномена планетарного производства героина и кокаина и всего спектра связанных с этим негативных последствий.

Третье измерение – социально-гуманитарное.

Речь идёт об участии наркополицейских в предупреждении наркопотребления и направленной декриминализации молодёжной среды наших государств через специальные программы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Четвёртое измерение – финансово-экономическое. Это противодействие отмыванию наркодоходов, ежегодный оборот которых составляет порядка 800 миллиардов долларов, что сопоставимо со степенью влияния на мировую экономику нефти и газа.

Наконец, пятое измерение – организация альтернативного развития. Полицейская функция сегодня, не подменяя собой экономику, вместе с тем, должна в рамках комплексного и сбалансированного подхода ООН в борьбе с наркотиками участвовать в организации системы альтернативного развития, замещающего наркоэкономику.

«Мы видим сегодня, какая у нашего антинаркотического фронта сила. И надо переходить к победам над наркотиками, решительно отказываться от упаднических настроений и соглашательства с инициативами наркомафии», – подчеркнул Виктор Иванов.

Противодействие наркоугрозе в Республике Башкортостан

Созданная в республике политическая система способствует реализации основных направлений внутренней политики руководства России. Под непосредственным контролем Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова ведется целенаправленная работа по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета, состоявшегося 18 апреля 2011 года в г. Иркутске, Республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 гг.

Правоохранительными структурами ведется активное противодействие организованным формам наркопреступности. Сформирована действенная система ранней диагностики, лечения и реабилитации наркозависимых. Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и заинтересованными ведомствами проводится работа по совершенствованию диагностической и материальной базы, улучшению кадрового обеспечения, внедрению новых методик лечения и реабилитации наркозависимых. Наращивается информационное противодействие наркоугрозе.

Формы профилактики наркомании и информационной деятельности дифференцированы в зависимости от целевой аудитории. Это и молодежь, и родительская аудитория, и созависимые. В рамках утвержденной постановлением Правительства республики информационной концепции «Башкортостан без наркотиков» успешно реализуется социальный медиапроект «Противостояние».

Особое внимание уделяется детям и подросткам группы социального риска. За 5 лет организовано более 240 специализированных смен лагеря «Юный спецназовец» для 11 тысяч детей и подростков. Ведется работа с воспитанниками детских домов.

Сформировано единое молодежное антинаркотическое движение Республики Башкортостан, а также Ассоциация из 15 негосударственных организаций, занимающихся профилактикой наркомании и реабилитацией наркозависимых. В 2012 году начал свою работу Республиканский центр реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.

На системной основе организованы обучающие семинары для широкого круга субъектов наркопрофилактики. На базе педагогического университета введена образовательная программа «Профилактика социальных отклонений (превентология)».

По состоянию на 01.01.2013 г. на учете в учреждениях Министерства здравоохранения Республики Башкортостан состояло 5985 лиц (АППГ – 5869) с диагнозом «наркомания».

Количество лиц, состоящих на учете за потребление наркотических средств с вредными последствиями (профилактический учет) составило 3061 лицо, что на 7,4% больше 2011 г.

В 2012 г. в регионе зарегистрировано 115 отравлений наркотическими средствами и 6 отравление психотропными веществами с летальным исходом.

В целом за последние годы достигнуты принципиальные результаты в сфере борьбы с организованной и этнической наркопреступностью, легализацией преступных наркодоходов, существенно снижена острота проблемы распространения дезоморфиновой наркомании, наркотизации молодежи, совершенствуется система диагностики, лечения и реабилитации наркозависимых, развивается частно-государственное партнерство в сфере реализации социальных проектов, у значительной части населения сформирован устойчивый антинаркотический менталитет. Активная антинаркотическая деятельность всех субъектов антинаркотической деятельности, специфика национального и религиозного состава, менталитета народов Башкортостана способствуют дальнейшей стабилизации наркоситуации.

Согласно сводной оценке состояния наркоситуации, в соответствии с методикой Государственного антинаркотического комитета, общая оценка состояния наркоситуации в Республике Башкортостан характеризуется как «напряженная», что соответствует оценке предшествующего года. В целом ситуация в республике стабильна и контролируема. Состояние наркоситуации в Республике Башкортостан по основным показателям относительно лучше среднероссийских показателей.

Совокупные результаты мониторинга и социологических исследований показали наличие прямой связи состояния наркоситуации с реализуемыми в Республике Башкортостан мероприятиями в рамках реализации государственной антинаркотической политики. При этом население с одобрением поддерживает инициативы Государственного антинаркотического комитета, руководства Республики Башкортостан, органов наркоконтроля и иных субъектов антинаркотической деятельности.

Результаты мониторинга позволили объективно оценить реальное состояние наркоситуации в республике в целом и в каждом административно-территориальном образовании, обеспечить необходимой информацией все субъекты антинаркотической деятельности. Данные материалы являются основой для выработки управленческих решений, направленных на дальнейшую стабилизацию наркоситуации, будут учтены в ходе инициированной Управлением разработки Долгосрочной целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2015-2020 годы.